Пришло время обратить внимание на число жертв автопилота Tesla
Тесла доказывает то, на что другие автопроизводители не решаются: новая технология + глупые водители = смерть.
Tesla (TSLA) и ее дерзкий генеральный директор Илон Маск заслуживают похвалы за революцию в электромобилях и изменение парадигмы скучной автомобильной промышленности. Но Маск опрометчиво опередил другую технологию: функцию самостоятельного вождения, известную как Автопилот, которая встревожила экспертов по безопасности и способствовала беспрецедентному нагромождению смертельных аварий.
Во время последней сенсационной аварии Tesla седан Model S вылетел с дороги недалеко от Хьюстона 17 апреля, врезался в дерево, взорвался и горел в течение нескольких часов. Спасатели обнаружили внутри два тела. Один сидел на пассажирском сиденье, другой-на заднем. “На водительском сиденье никого не было”, — сообщил агентству представитель полиции. Это, вероятно, означает, что владелец выпендривался, позволяя автопилоту маневрировать машиной. Прямо в дерево.
С тех пор как Tesla представила автопилот в 2015 году, в США произошло по меньшей мере 11 смертей в 9 авариях, связанных с автопилотом. На международном уровне произошло еще по меньшей мере 9 смертей в 7 дополнительных авариях. Практически все автопроизводители разрабатывают технологию, аналогичную автопилоту, но нет никаких известных смертей, связанных с технологией самостоятельного вождения, в любой другой доступной потребителям. В 2018 году в результате аварии с участием автомобиля Volvo в Аризоне, которая была частью программы испытаний Uber, погиб один человек.
Национальный совет по безопасности на транспорте обвинил Автопилот в нескольких смертельных авариях и в других, где никто не погиб. В отчетах NTSB звучит общая тема: водители чрезмерно полагались на систему самостоятельного вождения, которая в некоторых случаях была ошибочной, а в других-просто не такой способной, как думал водитель. Примеры из некоторых из этих докладов:
Авария 2016 года в Уиллистоне, штат Флорида, в результате которой погиб водитель, который вел свою Tesla Model S под тягачом: “Автоматизированная система управления транспортным средством Tesla не была предназначена для идентификации грузовика, пересекающего путь автомобиля, и не распознала надвигающуюся аварию.”
Авария 2018 года в Маунтин-Вью, штат Калифорния, в которой модель X врезалась в разделитель шоссе, убив водителя: “Вероятной причиной аварии была система автопилота Tesla, управляющая спортивным внедорожником в зону запекшейся крови из-за системных ограничений, а также отсутствие реакции водителя из-за отвлечения внимания, вероятно, от игрового приложения для сотового телефона и чрезмерной зависимости от системы частичной автоматизации вождения автопилота.”
Несмертельная авария 2018 года в Калвер-Сити, штат Калифорния, в которой модель S сзади остановила пожарную машину, припаркованную на полосе HOV, чтобы склониться к столкновению на другой стороне автострады: “Вероятной причиной было отсутствие реакции водителя Tesla на неподвижную пожарную машину на его полосе движения из-за невнимательности к передовой системе помощи водителю автомобиля.”
Авария 2019 года в Делрей-Бич, штат Флорида, в которой модель 3 въехала под трактор-прицеп, убив водителя. “Система автопилота не посылала визуального или звукового предупреждения водителю, чтобы он снова положил руки на руль. Системы предотвращения столкновений не предупреждали и не инициировали [автоматическое экстренное торможение] из-за конструктивных ограничений системы. Окружающая среда находилась за пределами [области оперативного проектирования] системы автопилота, и Тесла не ограничивает работу автопилота условиями, для которых он предназначен.”
1 февраля Роберт Сумволт, председатель NTSB, написал письмо в Министерство транспорта, критикуя слабые стандарты безопасности для систем самостоятельного вождения, ссылаясь на Теслу как на особую проблему. Смертельный случай во Флориде в 2019 году, по словам Сумвальта, мог бы и не произойти, если бы департамент потребовал от Теслы улучшить протоколы безопасности автопилота после смертельного случая во Флориде в 2016 году. “Тесла тестирует на дорогах общего пользования высокоавтоматизированную технологию [автономного транспортного средства], но с ограниченными требованиями к надзору или отчетности”, — писал Сумвальт. Он предупредил, что это “представляет потенциальный риск для автомобилистов и других участников дорожного движения.” В его записке упоминался инцидент с Uber в Аризоне, но не упоминались инциденты с участием какого-либо другого автопроизводителя.
Тесла продвигает автопилот, как будто это самая совершенная в мире система самостоятельного вождения. Существует 6 уровней автономного вождения, от 0 до 5. Автопилот-это система уровня 2, которую Департамент транспорта определяет как “частичную автоматизацию”, требующую от водителя “оставаться вовлеченным в задачу вождения и постоянно следить за окружающей средой».” В этом году Tesla выпускает то, что она называет “подпиской на полное самостоятельное вождение”, доступной в качестве обновления программного обеспечения за 10 000 долларов на большинстве моделей. Но эта технология не дотягивает до уровня автономии 5, или “полной автоматизации».”
Джейсон Левин, исполнительный директор некоммерческого центра автомобильной безопасности, называет Автопилот “намеренно обманчивым названием, используемым для набора функций, которые по сути являются продвинутой системой круиз-контроля.” Он сказал , что “маркетинг Tesla заставляет потребителей предвидеть опасное злоупотребление этой технологией. Пользователи убеждены, что автомобиль может перемещаться по любой дороге. Растущее количество тел говорит о том, что Автопилот на самом деле не является заменой водителю.”
Маск не рассказал об аварии без водителя в Техасе, но в тот же день он написал в твиттере ссылку на данные безопасности Tesla, которые утверждают, что автомобили, управляемые с автопилотом, безопаснее, чем те, которые управляются без него. Однако Маск не может продемонстрировать, насколько безопаснее был бы автопилот, если бы протоколы безопасности были более строгими и компания продвигала его менее агрессивно. Система General Motors Supercruise, например, использует камеру, чтобы гарантировать, что глаза водителя остаются сфокусированными на дороге, когда система включена. Сигнал тревоги звучит, если водитель смотрит на смартфон, или засыпает, или смотрит в окно, и система постепенно отключается и останавливает машину, если водитель не отвечает. В отличие от автопилота, который работает на любой дороге, Supercruise работает только на дорогах, определенных GM по параметрам безопасности системы. Большинство других автопроизводителей внедряют аналогичные меры защиты в свои системы без водителя.
Почти 40 000 человек ежегодно гибнут в автокатастрофах в Соединенных Штатах, поэтому некоторые из них, приписываемые чрезмерно агрессивному маркетинговому отделу одного автопроизводителя, могут показаться статистически незначимыми. Маск-упрямый либертарианец, который нарушил правительственные приказы о закрытии производства во время пандемии коронавируса 2020 года, чтобы сохранить завод Теслы во Фримонте, штат Калифорния, открытым, рискуя быть арестованным. Он может чувствовать, что владельцы Tesla имеют право заглотить наживку, злоупотреблять автопилотом и рисковать смертью, и, вероятно, есть какие-то мелкопечатные юридические документы, предоставляющие Tesla меру защиты ответственности, когда они это делают.
Другие автопроизводители узнали, что бесцеремонное отношение к безопасности клиентов может разрушить имидж компании и вызвать неисчислимые нормативные и юридические проблемы, будь то непреднамеренное ускорение, взрыв подушек безопасности, неисправные выключатели зажигания или разделяющиеся шины. Маск и Тесла создали ауру компании, которая обходит общепринятые правила и выходит сухим из воды. Так что, может быть, не будет никаких коллективных исков, слушаний в Конгрессе или «60 минут» разоблачений в ненужных смертях автопилота. Однако, если что-то не изменится, вероятно, будет больше мертвых водителей Tesla, злоупотребляющих технологией, которую они не понимают.